Статья 18.12. КоАП РФ. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации

Ст 18.12 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

Комментарий к статье 18.12. КоАП РФ:

1. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О беженцах" (с изм. и доп.) устанавливает, что беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местоположения в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В Законе указываются пределы его действия и устанавливается, в частности, что он не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Комментируемая статья содержит три тесно связанных между собой состава административных правонарушений: неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанностей сняться с учета в территориальном органе Федеральной миграционной службы, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, к которому он прикреплен; неисполнение обязанностей своевременно встать на учет по новому месту пребывания или месту жительства; несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства.

Все приведенные составы административных правонарушений связаны с нарушением режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

3. Законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах во многих своих положениях базируется на требованиях Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Этот Закон определяет цели и правила регистрационного учета, обязательного и для беженцев и вынужденных переселенцев, содержание ряда понятий, упоминаемых в комментируемой статье.

Необходимо также иметь в виду Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации" (имея в виду беженцев) и принятые во исполнение этого Закона нормативные правовые акты Правительства РФ и ФМС России (подробнее см. комментарий к ст. 18.11).

4. Документом, служащим основанием для регистрации органом внутренних дел лица, признанного беженцем или вынужденным переселенцем, и членов его семьи по месту жительства или по месту пребывания, является удостоверение, выдаваемое этому лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционному учету либо его территориальным органом.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О беженцах" лицо, признанное беженцем, при перемене места пребывания обязано сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в соответствующем органе миграционной службы. Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе миграционной службы является основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел по новому месту пребывания.

Вынужденный переселенец в соответствии со ст. 6 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" при перемене места жительства обязан сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы по новому месту жительства.

5. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928.

6. Объектом правонарушений, приведенных в данной статье, является режим пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, признанных вынужденными переселенцами.

7. Субъектом ответственности за нарушение правил снятия с регистрационного учета и своевременной постановки на учет является достигшее восемнадцатилетнего возраста лицо, признанное в установленном законом порядке беженцем или вынужденным переселенцем, а за несообщение в соответствующий территориальный орган миграционной службы об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства РФ или гражданства (подданства) иного государства - лицо, признанное беженцем. Указание на восемнадцатилетний возраст вытекает из содержания Законов "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".

Согласно ст. 4 Закона "О беженцах" лицо, не достигшее 18 лет и прибывшее на территорию России без сопровождения родителей или опекунов, может быть признано беженцем. В этом случае данное лицо несет ответственность за указанные в статье правонарушения с 16 лет.

8. С объективной стороны правонарушения выражаются в неисполнении беженцем или вынужденным переселенцем обязанности при перемене места жительства сняться с учета и встать на учет по новому месту пребывания или жительства, а также в неисполнении беженцем требования закона сообщить в соответствующий орган миграционной службы об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, о приобретении гражданства Российской Федерации, гражданства (подданства) иного государства.

Лицо, получившее гражданство Российской Федерации, пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации и теряет статус беженца.

9. С субъективной стороны правонарушения, приведенные в настоящей статье, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. п. 1 и 15 ч. 2 ст. 28.3).