Статья 5.53. КоАП РФ. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю

Ст 5.53 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 5.53. КоАП РФ:

1. Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" КоАП РФ дополнен комментируемой статьей.

2. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (с изм. и доп.) порядок получения и (или) распространения информации, составляющей кредитную историю. Соблюдение установленного порядка получения и распространения информации, составляющей кредитные истории, является гарантией конфиденциальности соответствующей информации и направлено на повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков и повышения эффективности работы кредитных организаций.

3. Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй представляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации, называется кредитным отчетом. Бюро кредитных историй является зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ юридическим лицом - коммерческой организацией, оказывающей услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.

4. Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит в нарушении порядка получения и (или) распространения информации, составляющей кредитную историю. Объективная сторона указанного правонарушения имеет большое сходство с объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена в ст. 14.29 "Незаконное получение или предоставление кредитного отчета" (см. п. 4 комментария к ст. 14.29). На наш взгляд, данные составы административных правонарушений не разграничены в достаточной степени.

5. Субъектами административных правонарушений по данной статье являются бюро кредитных историй, организации - источники формирования кредитной истории, субъекты кредитной истории и пользователи кредитной истории - граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также виновные должностные лица, осуществляющие как функции представителя власти, так и организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах - бюро кредитных историй, организациях - источниках формирования кредитной истории, субъектах кредитной истории и пользователях кредитной истории (см. примечание к ст. 2.4).

6. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

7. Одним из условий привлечения к административной ответственности по комментируемой статье является отсутствие в противоправном деянии признаков состава уголовного преступления. Однако в УК РФ пока не предусмотрена уголовная ответственность за нарушения законодательства о кредитных историях.

8. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65).

В случае необходимости применения дисквалификации постановление о назначении дисквалификации может быть принято только судьей (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1 ст. 28.3).